Двигательная активность и эмоциональный статус крыс линии WAGRIJ в условиях повторной аудиогенной стимуляции
Ежедневная экспериментальная процедура предполагала тестирование в открытом поле и последующую аудиогенную стимуляцию. Тестирование в квадратном открытом поле со стороной 1 м проводили один раз в день в одно и то же время (16.00 – 20.00 ч) в течение 10 дней. Продолжительность тестирования составляла 5 мин. В течение этого времени поминутно регистрировали поведенческие показатели подвижности и эмоционального состояния. Далее крысу помещали в закрытую прозрачную камеру и в течение 3 минут подавали звуковой стимул.
Статистическую обработку и анализ полученных данных осуществляли в программном пакете “Statistica 5.1” (Statsoft Inc.). С помощью этого пакета вычисляли описательные статистики и проводили дисперсионный анализ для оценки достоверности влияния аудиогенных судорожных припадков на исследуемые показатели. Количество амбуляций, вертикальных стоек, эпизодов груминга и фекальных болюсов, а также продолжительность латентного периода, общую продолжительность груминга и неподвижности анализировали с учетом двух факторов: аудиогенной чувствительности (то есть принадлежность к контрольной или экспериментальной группе) и времени (день эксперимента), - а также их взаимодействия. Таким образом, фактор “группа” включал две градации – контрольная и экспериментальная, фактор “день” включал 10 градаций по числу дней эксперимента.
Результаты проведенного исследования демонстрируют различную динамику изменений поведения крыс линии WAG/Rij контрольной и экспериментальной групп в открытом поле. У крыс контрольной группы обнаружено постепенное увеличение количества амбуляций от 2,07 в первый день до максимального значения 4,20 на восьмой день, после чего вновь происходит снижение этого показателя. Среднее количество амбуляций у крыс экспериментальной группы в течение всего экспериментального цикла не превышает 1,50, причем в первый день имеет место максимальное значение 1,39. Сходную картину наблюдали по среднему числу вертикальных стоек: контрольные крысы в первый день совершали в среднем 0,71 стойку, а на восьмой день – 1,60 стойки, после чего значение этого показателя также несколько снижалось. Экспериментальные крысы в первый день совершали в среднем 0,65 стойки, в последующие дни этот показатель был ниже и только на девятый день составил 0,45 стойки.
Оценивая поведение крыс контрольной и экспериментальной групп в динамике, можно отметить, что на 7-й, 8-й и 9-й дни различия между ними по таким показателям, как количество амбуляций, вертикальных стоек, фекальных болюсов и эпизодов груминга, а также продолжительность латентного периода и неподвижности, достигают наибольшего выражения. По продолжительности груминга, напротив, различия между группами на 8-й и 9-й дни минимальны, то есть значение этого показателя в контрольной группе обнаруживает значительное увеличение.
Далее с помощью двухфакторного дисперсионного анализа мы оценили статистическую значимость влияния аудиогенных припадков и временного фактора на поведение крыс линии WAG/Rij в открытом поле. Результаты анализа приведены в табл. 1.
Таблица 1. Результаты дисперсионного анализа двигательной активности и эмоционального статуса крыс линии WAG/Rij в открытом поле
Показатель | Уровень значимости действия факторов (р) | ||
группа | день | взаимодействие | |
количество амбуляций | ***0,00000 | **0,00148 | 0,11674 |
количество стоек | ***0,00000 | ***0,00006 | *0,01435 |
количество эпизодов груминга | 0,51267 | 0,86646 | 0,51971 |
количество фекальных болюсов | ***0,00000 | 0,84699 | 0,36401 |
латентный период | 0,05239 | **0,00671 | 0,54435 |
общая продолжительность неподвижности | 0,20918 | 0,28427 | 0,35881 |
общая продолжительность груминга | ***0,00020 | 0,47575 | 0,88627 |
все показатели | ***0,00000 | **0,00321 | 0,69904 |
Органы чувств у насекомых Соприкасаясь с разнообразной и энергичной деятельностью мира насекомых можно получить удивительные впечатления. Казалось бы, эти создания беспечно летают и плавают, бегают и ползают, жужжат ...
Основы учения о биосфере Основы учения о биосфере Все живые существа тесно связаны между собой и с окружающей средой, образуя экосистемы — сообщества взаимодействующих организмов. Экосистемой является и лишайник ...
Земноводные. Особенности организма Земноводных считают вездесущими животными, поскольку этим практически голым созданиям дана возможность обитать и производить потомство в самых различных водных средах и, как ни удивительно, ...